ГБОУ "УВК № 16 Г.О. Донецк"
Донецк
  • Информационная безопасность

    Информационная безопасность образовательного учреждения представляет собой комплекс мер различного характера, направленных на реализацию двух основных целей. Первой целью является защита персональных данных и информационного пространства от несанкционированных вмешательств, хищения информации и изменения конфигурации системы со стороны третьих лиц. Вторая цель ИБ – защита учащихся от любых видов пропаганды, рекламы, запрещенной законом информации.Информационная безопасность в современной образовательной среде в соответствии с действующим законодательством предусматривает защиту сведений и данных, относящихся к следующим трем группам:

    • персональные данные и сведения, которые имеют отношения к учащимся, преподавательскому составу, персоналу организации, оцифрованные архивные документы;
    • обучающие программы, базы данных, библиотеки, другая структурированная информация, применяемая для обеспечения учебного процесса;
    • защищенная законом интеллектуальная собственность.

    Детские безопасные сайты

    1. http://i-deti.org/ — Портал «Безопасный инет для детей», ресурсы, рекомендации, комиксы.
    2. http://dotdeti.ru/ — Фонд «Разумный интернет», развитие в России детского интернета и поддержкой гуманитарных проектов во всемирной сети.
    3. http://www.gogul.tv/ — Федеральная программа безопасного детского интернета «Гогуль».
    4. http://сетевичок.рф/ — Твой главный советчик в сети. Здесь ты можешь узнать о безопасности в сети понятным и доступным языком, а при возникновении критической ситуации обратиться за советом.
    5.  www.e-parta.ru — Информационно-познавательный портал для подростков.
    6. http://detskieradosti.ru/ — Детские радости: сайт, где родители найдут своим детям много веселых и увлекательных развлечений в онлайн режиме, а также скачают интересный материал.
    7. http://www.solnet.ee/ — Солнышко: Ежедневный познавательно-развлекательный портал для детей, родителей и педагогов.
    8. http://www.leon4ik.com/ — Leon4ik: Портал для детей и родителей,воспитателей детских садов.Методическиематериалы,учебныепособия,статьи и заметки для родителей и воспитателей,мультфильмы,сказки,стихи,раскраски,обучающаялитература,авторские творения и многое другое.
    9. http://uotika.ru/ — В гостях у Отика: Новый сайт для детей и подростков с роботом Отиком. Он специально создан чтобы отвечать на ваши вопросы, общаться с вами в режиме онлайн. Заходите к роботу Отику, скучно не будет. А то, что на сайте есть различные разделы, полезные и интересные, робот Отик держит в секрете от взрослых. А зачем об этом рассказывать, сайт ведь для детей!
    10. http://ukrrabbit.moy.su/ — Живая планета-зоопортал.
    11. http://www.babylessons.ru/ — Детские развивающие игры, уроки, поделки.
    12.  http://baby.oxid.ru/ -Детские MP3, афиша, стихи, песенки, сказки.
    13. http://1001skazka.com/— Коллекция сказок.
    14. http://www.lukoshko.net/ — Лукошко сказок — Детская электронная библиотека — детские сказки, рассказы, стихи и песни. Бесплатные электронные книги для детей.
    15. http://www.deti.religiousbook.org.ua/ — Детская страничка: Детям о Вселенной, планете Земля, растениях и животных.
    16. http://umfo.ru/ — Молодежно-развлекательный форум.
    17. http://predkov.net/— Форум для детей и подростков. Игры и развлечения на форуме. Общение детей со всего света.
    18. http://detstvo.ru/ — Сайт для детей мам и пап.
    19. http://www.igra-internet.ru/» — Онлайн интернет-игра «Изучи Интернет – управляй им».
    20. http://www.safe-internet.ru/ — Сайт Ростелеком «Безопасность детей в Интернете, библиотека с материалами, памятками, рекомендациями по возрастам.
    21. http://www.fid.su/projects/deti-v-internete — Сайт Фонда Развития Интернет.
    22. http://content-filtering.ru/ — Сайт «Ваш личный интернет», советы, рекомендации для детей и родителей по безопасной работе в Интернет.
    23. http://www.ligainternet.ru/ — Лига безопасного Интернета.
    24. http://www.microsoft.com/ru-ru/security/default.aspx — Сайт Центра безопасности Майкрософт.
    25. http://www.saferunet.org/children/ — Центр безопасности Интернета в России.
    26. http://www.iprbookshop.ru — Электронно-библиотечная система IPRbooks.
    27. http://нэб.рф — Национальная Электронная Библиотека.
    28. https://infourok.ru — Инфоурок (Ведущий образовательный портал России).
    29. https://www.prodlenka.org — Продленка (Образовательный портал).
    30. http://ege-go.ru/math-ege/ — Информатика и математика (Образовательный ресурс).
    31. https://nsportal.ru — Социальная сеть работников образования «Наша сеть».
    32. http://rosmetod.ru — Росметод.
    33. http://usovi.ru/index.php?page=home — У тетушки Совы: Образовательно-развлекательный онлайн клуб для детей и родителей У тетушки Совы.
    34. http://www.zateevo.ru/ — Детский сайт ЗАТЕЕВО.ру (www.zateevo.ru) — сайт для детей 8-14 лет, единственный еженедельный русскоязычный интернет-журнал для школьников, выходит при государственной поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
    35. http://www.fid.su/projects/saferinternet/year/hotline/ — Линия помощи «Дети онлайн». Оказание психологической и практической помощи детям и подросткам, которые столкнулись с опасностью или негативной ситуацией во время пользования интернетом или мобильной связью. Линия помощи «Дети онлайн» является первым и единственным такого рода проектом в России и реализуется в рамках Года Безопасного Интернета в России.

    36. http://www.onlandia.org.ua/rus/html/etusivu.html — ON-ляндия – безопасная веб-страна. На данном сайте представлены материалы для детей, их родителей и учителей — интерактивные сценарии, короткие тесты, готовые планы уроков, — благодаря которым дети смогут освоить основы безопасной работы в Интернете. На сайте предлагается понятная, применимая на практике информация по интернет-безопасности, изучив которую даже начинающие пользователи смогут эффективно использовать ресурсы сети и защитить себя от нежелательного контента.

    37. http://www.icensor.ru/ — Интернет-фильтр для детей. Интернет цензор. Программа «Интернет Цензор» предназначена для предотвращения посещения сайтов, противоречащих законодательству РФ, а также любых сайтов деструктивной направленности лицами моложе 18 лет. «Интернет Цензор» обеспечивает родителям полный контроль за деятельностью в сети их детей. «Интернет Цензор» распространяется бесплатно, очень прост в использовании и хорошо защищен от удаления его ребенком.

    38. http://www.tirnet.ru — Детский Интернет адаптирован для детей младшего возраста и их родителей, а также для подростков; он дает возможность не только играть, но и обучаться программированию в инновационной компьютерной среде Скретч; создавать компьютерные игры, ориентированные на самых маленьких пользователей; активно занимается проблемой качества компьютерных игр и сайтов для детей.

    39. www.ms-education.ru и www.apkpro.ru - Электронный курс программы «Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет». Программа представляет собой 72-х часовой курс, состоящий из 6 модулей. Каждый модуль программы дает подробное описание и рекомендации по обеспечению безопасной работы детей с компьютером и Интернетом, а также снабжен обширным списком дополнительной литературы и веб-ссылок. Кроме того, программа содержит объемное приложение, в которое включены диагностические тесты, описания упражнений, а также различные тексты, рекомендованные для использования в процессе ее освоения. Особенностью программы является еще и то, что каждый ее модуль может быть использован как отдельно, так и в комплексе с другими программами повышения квалификации.

    40. http://www.nedopusti.ru/ — Социальный проект по защите прав детей «Не допусти» — социальный проект по защите детей от похищений, сексуальной эксплуатации и жестокого обращения реализуется с августа 2009 года. Организаторы проекта: Общественная палата РФ, РОЦИТ (Региональная Общественная Организация «Центр Интернет-технологий»), Межрегиональная правозащитная общественная организация «Сопротивление».

    41. http://psyparents.ru/ — Сайт «Детская психология для родителей» создан по заказу Департамента образования города Москвы и является интернет-проектом Московского городского психолого-педагогического университета. Цель проекта — психолого-педагогическое просвещение родителей по возрастным проблемам обучения, воспитания и развития детей, а также профилактике нарушений личностного развития.

    42. http://www.za-partoi.ru/ — Журнал «Здоровье школьников» Ежемесячный журнал «Здоровье школьника» — проект Издательского дома МЦФЭР, который осуществляет выпуск 25 профессиональных журналов федерального значения тиражом 250 тысяч экземпляров ежемесячно и до 100 наименований книг ежегодно общим тиражом около 300 тысяч экземпляров. «Здоровье школьника» — новый журнал о психологии взросления и физическом развитии детей, о возможностях современной медицины, о взаимоотношениях родителей, детей и учителей, о досуге и здоровом образе жизни. Журнал ориентирован на широкий круг читателей, и в первую очередь, на родителей детей школьного возраста.

    43. http://www.newseducation.ru/ — «Большая перемена» сайт для школьников и их родителей. 

    Родителям

    • Определение термина "информационная безопасность детей" содержится в Федеральном законе N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", регулирующим отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Согласно данному закону "информационная безопасность детей" - это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.

    • В силу Федерального закона N 436-ФЗ информацией, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, является:

      1. информация, запрещенная для распространения среди детей;

      2. информация, распространение которой ограничено среди детей определенных возрастных категорий.

      3. К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится:

      4. информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в т.ч. причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

      5. способность вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

      6. обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям и животным;

      7. отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

      8. оправдывающая противоправное поведение;

      9. содержащая нецензурную брань;

      10. содержащая информацию порнографического характера.

      К информации, распространение которой ограничено среди детей определенного возраста, относится:

      1. информация, представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;

      2. вызывающая у детей страх, ужас или панику, в т.ч. представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;

      3. представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;

      4. содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.

      С учетом этого Вам предлагаются правила работы в сети Интернет для различных возрастных категорий, соблюдение которых позволит обеспечить информационную безопасность ваших детей.

      Общие правила для родителей

      1. Независимо от возраста ребенка используйте программное обеспечение, помогающее фильтровать и контролировать информацию, но не полагайтесь полностью на него. Ваше внимание к ребенку - главный метод защиты.

      2. Если Ваш ребенок имеет аккаунт на одном из социальных сервисов (LiveJournal, blogs.mail.ru, vkontakte.ru и т.п.), внимательно изучите, какую информацию помещают его участники в своих профилях и блогах, включая фотографии и видео.

      3. Проверьте, с какими другими сайтами связан социальный сервис Вашего ребенка. Странички Вашего ребенка могут быть безопасными, но могут и содержать ссылки на нежелательные и опасные сайты (например, порносайт, или сайт, на котором друг упоминает номер сотового телефона Вашего ребенка или Ваш домашний адрес)

      4. Поощряйте Ваших детей сообщать обо всем странном или отталкивающем и не слишком остро реагируйте, когда они это делают (из-за опасения потерять доступ к Интернету дети не говорят родителям о проблемах, а также могут начать использовать Интернет вне дома и школы).

      5. Будьте в курсе сетевой жизни Вашего ребенка. Интересуйтесь, кто их друзья в Интернет так же, как интересуетесь реальными друзьями.

    Педагогам

    Информационная безопасность в современной образовательной среде в соответствии с действующим законодательством предусматривает защиту сведений и данных, относящихся к следующим трем группам:

    1. персональные данные и сведения, которые имеют отношения к учащимся, преподавательскому составу, персоналу организации, оцифрованные архивные документы;
    2. обучающие программы, базы данных, библиотеки, другая структурированная информация, применяемая для обеспечения учебного процесса;
    3. защищенная законом интеллектуальная собственность.
    Памятка педагогам по обеспечению информационной безопасности обучающихся

    1. Объясните учащимся правила поведения в Интернете. Расскажите о мерах, принимаемых к нарушителям, ответственности за нарушение правил поведения в сети.

    2. Совместно с учащимися сформулируйте правила поведения в случае нарушения их прав в Интернете.

    3. Приучайте несовершеннолетних уважать права других людей в Интернете. Объясните им смысл понятия «авторское право», расскажите об ответственности за нарушение авторских прав.

    4. Проявляйте интерес к "виртуальной" жизни своих учеников, и при необходимости сообщайте родителям о проблемах их детей.

    5. Научите учеников внимательно относиться к информации, получаемой из Интернета. Формируйте представление о достоверной и недостоверной информации. Наставайте на посещении проверенных сайтов.

    6. Обеспечьте профилактику интернет-зависимости учащихся через вовлечение детей в различные внеклассные мероприятия в реальной жизни (посещение театров, музеев, участие в играх, соревнованиях), чтобы показать, что реальная жизнь намного интереснее виртуальной.

    7. Периодически совместно с учащимися анализируйте их занятость и организацию досуга, целесообразность и необходимость использования ими ресурсов сети для учебы и отдыха с целью профилактики интернет-зависимости и обсуждайте с родителями результаты своих наблюдений.

    8. В случае возникновения проблем, связанных с Интернет-зависимостью, своевременно доводите информацию до сведения родителей, привлекайте к работе с учащимися и их родителями психолога, социального педагога.

    9. Проводите мероприятия, на которых рассказывайте о явлении Интернет-зависимости, ее признаках, способах преодоления.

    10. Систематически повышайте свою квалификацию в области информационно-коммуникационных технологий, а также по вопросам здоровьесбережения.

    11. Станьте примером для своих учеников. Соблюдайте законодательство в области защиты персональных данных и информационной безопасности. Рационально относитесь к своему здоровью. Разумно используйте в своей жизни возможности интернета и мобильных сетей.

    Рекомендации по организации работы в информационном пространстве

    1. Перед началом работы необходимо четко сформулировать цель и вопрос поиска информации.
    2. Желательно выработать оптимальный алгоритм поиска информации в сети Интернет, что значительно сократит время и силы, затраченные на поиск.
    3. Заранее установить временный лимит (2-3 часа) работы в информационном пространстве (просмотр телепередачи, чтение, Интернет).
    4. Во время работы необходимо делать перерыв на 5-10 минут для снятия физического напряжения и зрительной нагрузки.
    5. Необходимо знать 3-4 упражнения для снятия зрительного напряжения и физической усталости.
    6. Работать в хорошо проветренном помещении, при оптимальном освещении и в удобной позе.
    7. Не стоит легкомысленно обращаться со спам-письмами и заходить на небезопасные веб-сайты. Для интернет-преступников вы становитесь лёгкой добычей.
    8. При регистрации в социальных сетях, не указывайте свои персональные данные, например: адрес или день рождения.
    9. Не используйте в логине или пароле персональные данные.
    10. Все это позволяет интернет-преступникам получить данные доступа к аккаунтам электронной почты, а также инфицировать домашние ПК для включения их в бот-сеть или для похищения банковских данных родителей.
    11. Создайте собственный профиль на компьютере, чтобы обезопасить информацию, хранящуюся на нем.
    12. Не забывайте, что факты, о которых вы узнаете в Интернете, нужно очень хорошо проверить, если выбудете использовать их в своей домашней работе. Целесообразно сравнить три источника информации, прежде чем решить, каким источникам можно доверять.
    13. О достоверности информации, помещенной на сайте можно судить по самому сайту, узнав об авторах сайта.
    14. Размещая информацию о себе, своих близких и знакомых на страницах социальных сетей, спросите предварительно разрешение у тех, о ком будет эта информация.
    15. Не следует размещать на страницах веб-сайтов свои фотографии и фотографии своих близких и знакомых, за которые вам потом может быть стыдно.
    16. Соблюдайте правила этики при общении в Интернете: грубость провоцирует других на такое же поведение.
    17. Используя в своей работе материал, взятый из информационного источника (книга, периодическая печать, Интернет), следует указать этот источник информации или сделать на него ссылку, если материал был вами переработан.
    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie